Государственное образовательное учреждение
Детский парк
«Усадьба Трубецких в Хамовниках»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ«ДОМ У МОСТА»
(Скачать целиком)
Рассчитана на детей 6-18 лет.
Срок реализации 9 лет.Автор: педагог дополнительного образования РИХТЕР Юлия Юрьевна
Москва, 1999 г.
Содержание программы.
- Введение:
- Образовательная область и предмет изучения;
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность курса;
- Цели и задачи образовательной программы;
- Возраст детей, участвующих в реализации программы;
- Продолжительность реализации программы, этапы;
- Информационное обеспечение программы:
- Список литературы.
- Программы объединений:
- «Актерское мастерство – тренинг» (Скачать)
- «Актерское мастерство – репетиции» (Скачать)
- «Сценография и техника сцены» (Скачать)
- Приложения к программе:
- Рецензия на образовательную программу.
I.ВведениеОбразовательная область и предмет изучения
Театральная студия – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.Данная программа включает в себя программы трех объединений, составляющих студию:
«Актерское мастерство – тренинг»Из них два первых посвящены работе актера, а третье предполагает знакомство с театрально-техническими и театрально-художественными дисциплинами. Таким образом, в работе студии могут принимать участие не только дети со склонностями и желанием выступать на сцене, но и те, кто увлечен многими другими видами деятельности, которые могут найти свое применение в театре.
«Актерское мастерство – репетиции»
«Сценография и техника сцены»
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность курса
При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных студий. В ее основе лежит система обучения актерскому мастерству в высших театральных учебных заведениях, основы которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах. Принципиальным отличием программы является выделение театрально-технических и театрально-художественных дисциплин в отдельную часть программы, в отличие от более общепринятого обучения данным дисциплинам студийцев актерского направления в качестве спецкурсов.Из актерских групп лишь две – средняя и старшая - ставят перед детьми и педагогами чисто актерские задачи, то есть создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах, рассчитанных на зрителей. Первая ступень студии - младшая группа - вводит ребенка в мир театра, знакомит с его традициями, историей и жизнью. Объединение «Сценография и техника сцены» - это редкое в практике детских театральных студий направление: если обычно все внимание уделяется игре на сцене, то задачей данной группы является изучить и попробовать на практике все то, что творится за кулисами театра.
Цели и задачи образовательной программы
Цель – Приобщить ребенка к миру искусства через театральную деятельность.Основной задачей работы студии является социализация и личностный рост каждого ребенка. Более конкретные задачи формулируются для каждого объединения и каждой возрастной группы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Данная программа предлагается для детей в возрасте от 6 до 18 лет и рассчитана на три возрастные группы, в каждой группе ребенок может заниматься в течение трех лет:
- Младшая - дети 6-9 лет (1-4 класс общеобразовательной школы);
- Средняя – дети 10 – 14 лет (5 – 9 класс);
- Старшая - дети 14 - 18 лет (9-11 класс).
Продолжительность реализации программы, этапы
Программа предполагает переход ребенка в следующую более старшую группу. При желании новый ребенок может быть принят в группу, соответствующую его возрасту, если после испытательного срока проявит знания, умения и навыки, соответствующие данному году обучения.Особенностью подобных групп является, с одной стороны, относительная возрастная близость занимающихся в них детей, что позволяет использовать в работе с каждой группой методы, наиболее эффективные и приемлемые в данном возрасте. С другой стороны, интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей.
Несмотря на то, что каждая группа имеет свои собственные задачи и направления деятельности, взаимное общение между группами происходит как во время повседневных занятий, так и во время внутристудийных мероприятий и совместных работ. Старшие, более опытные учащиеся привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов.
Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим программам, которые отличаются друг от друга прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия и по развивающим, и по обучающим программам, однако если в младшей группе преобладают развивающие программы, то для старшей группы (а также внутри каждой группы по годам обучения) акцент постепенно смещается в сторону увеличения доли обучающих программ.
Два основных направления работы студии – занятия по актерскому тренингу и репетиции и прокат спектаклей – в течение года распределяются неравномерно, то есть в отдельные периоды времени группы занимаются только тренингом, или сочетают эти занятия с репетициями, или все время посвящается репетициям спектакля или концерта. В подготовке и прокате спектаклей и концертов группы могут участвовать как по отдельности, так и объединенным коллективом.
Перспективы развития студии
Театральная студия – живой организм, находящийся в постоянном развитии и поиске. Данная программа соотнесена с имеющимся опытом работы и многими условиями – наличием кадров, материальным обеспечением. В перспективе при возникновении соответствующих условий желательно было бы введение преподавания вокала и более углубленного изучения истории театра. Кроме того, в будущем возможно создание на базе театральной студии любительского театра, труппу которого составили бы выпускники студии.
II.Информационное обеспечение программы:
Список литературы для педагогов и воспитанников.
- К.С.Станиславский «Работа актера над собой»
- К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»
- Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера»
- М.А.Чехов «О технике актера»
- В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды»
- П.М.Ершов «Режиссура как практическая психология»
- П.М.Ершов «Технологии актерского искусства»
- В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера»
- В.О.Топорков «О технике актера»
- Н.А.Акимов «Театральное наследие»
- Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера»
- И.Кох «Основы сценического движения»
- В.И.Гугова «Сценическая речь»
- В.Н.Березкин «История сценографии»
- Сб. «Мейерхольд и художники»
- Й.Свобода «Тайна театрального пространства»
- Сб. «Техника сцены»
- С.В.Мерцалова «История костюма»
- О.Н.Захаржевская «Костюм для сцены»
- Н.С. Гутина, А.М.Градова «Театральный костюм»
- «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки»