Государственное образовательное учреждение
Детский парк
«Усадьба Трубецких в Хамовниках»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

«ДОМ У МОСТА»

(Скачать целиком)

Рассчитана на детей 6-18 лет.
Срок реализации 9 лет.

Автор: педагог дополнительного образования РИХТЕР Юлия Юрьевна

Москва, 1999 г.


Содержание программы.

  1. Введение:

    • Образовательная область и предмет изучения;
    • Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность курса;
    • Цели и задачи образовательной программы;
    • Возраст детей, участвующих в реализации программы;
    • Продолжительность реализации программы, этапы;

  2. Информационное обеспечение программы:

    • Список литературы.

  3. Программы объединений:

  4. Приложения к программе:

    • Рецензия на образовательную программу.

    I.Введение

    Образовательная область и предмет изучения

    Театральная студия – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.

    Данная программа включает в себя программы трех объединений, составляющих студию:

    «Актерское мастерство – тренинг»
    «Актерское мастерство – репетиции»
    «Сценография и техника сцены»

    Из них два первых посвящены работе актера, а третье предполагает знакомство с театрально-техническими и театрально-художественными дисциплинами. Таким образом, в работе студии могут принимать участие не только дети со склонностями и желанием выступать на сцене, но и те, кто увлечен многими другими видами деятельности, которые могут найти свое применение в театре.

    Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность курса

    При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных студий. В ее основе лежит система обучения актерскому мастерству в высших театральных учебных заведениях, основы которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах. Принципиальным отличием программы является выделение театрально-технических и театрально-художественных дисциплин в отдельную часть программы, в отличие от более общепринятого обучения данным дисциплинам студийцев актерского направления в качестве спецкурсов.

    Из актерских групп лишь две – средняя и старшая - ставят перед детьми и педагогами чисто актерские задачи, то есть создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах, рассчитанных на зрителей. Первая ступень студии - младшая группа - вводит ребенка в мир театра, знакомит с его традициями, историей и жизнью. Объединение «Сценография и техника сцены» - это редкое в практике детских театральных студий направление: если обычно все внимание уделяется игре на сцене, то задачей данной группы является изучить и попробовать на практике все то, что творится за кулисами театра.

    Цели и задачи образовательной программы

    Цель – Приобщить ребенка к миру искусства через театральную деятельность.

    Основной задачей работы студии является социализация и личностный рост каждого ребенка. Более конкретные задачи формулируются для каждого объединения и каждой возрастной группы.

    Возраст детей, участвующих в реализации программы

    Данная программа предлагается для детей в возрасте от 6 до 18 лет и рассчитана на три возрастные группы, в каждой группе ребенок может заниматься в течение трех лет:

    • Младшая - дети 6-9 лет (1-4 класс общеобразовательной школы);
    • Средняя – дети 10 – 14 лет (5 – 9 класс);
    • Старшая - дети 14 - 18 лет (9-11 класс).

    Продолжительность реализации программы, этапы

    Программа предполагает переход ребенка в следующую более старшую группу. При желании новый ребенок может быть принят в группу, соответствующую его возрасту, если после испытательного срока проявит знания, умения и навыки, соответствующие данному году обучения.

    Особенностью подобных групп является, с одной стороны, относительная возрастная близость занимающихся в них детей, что позволяет использовать в работе с каждой группой методы, наиболее эффективные и приемлемые в данном возрасте. С другой стороны, интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей.

    Несмотря на то, что каждая группа имеет свои собственные задачи и направления деятельности, взаимное общение между группами происходит как во время повседневных занятий, так и во время внутристудийных мероприятий и совместных работ. Старшие, более опытные учащиеся привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов.

    Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим программам, которые отличаются друг от друга прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия и по развивающим, и по обучающим программам, однако если в младшей группе преобладают развивающие программы, то для старшей группы (а также внутри каждой группы по годам обучения) акцент постепенно смещается в сторону увеличения доли обучающих программ.

    Два основных направления работы студии – занятия по актерскому тренингу и репетиции и прокат спектаклей – в течение года распределяются неравномерно, то есть в отдельные периоды времени группы занимаются только тренингом, или сочетают эти занятия с репетициями, или все время посвящается репетициям спектакля или концерта. В подготовке и прокате спектаклей и концертов группы могут участвовать как по отдельности, так и объединенным коллективом.

    Перспективы развития студии

    Театральная студия – живой организм, находящийся в постоянном развитии и поиске. Данная программа соотнесена с имеющимся опытом работы и многими условиями – наличием кадров, материальным обеспечением. В перспективе при возникновении соответствующих условий желательно было бы введение преподавания вокала и более углубленного изучения истории театра. Кроме того, в будущем возможно создание на базе театральной студии любительского театра, труппу которого составили бы выпускники студии.

    II.Информационное обеспечение программы:

    Список литературы для педагогов и воспитанников.

    1. К.С.Станиславский «Работа актера над собой»
    2. К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»
    3. Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера»
    4. М.А.Чехов «О технике актера»
    5. В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды»
    6. П.М.Ершов «Режиссура как практическая психология»
    7. П.М.Ершов «Технологии актерского искусства»
    8. В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера»
    9. В.О.Топорков «О технике актера»
    10. Н.А.Акимов «Театральное наследие»
    11. Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера»
    12. И.Кох «Основы сценического движения»
    13. В.И.Гугова «Сценическая речь»
    14. В.Н.Березкин «История сценографии»
    15. Сб. «Мейерхольд и художники»
    16. Й.Свобода «Тайна театрального пространства»
    17. Сб. «Техника сцены»
    18. С.В.Мерцалова «История костюма»
    19. О.Н.Захаржевская «Костюм для сцены»
    20. Н.С. Гутина, А.М.Градова «Театральный костюм»
    21. «Театр-студия Дали. Образовательные программы, игровые уроки»
  5. Hosted by uCoz